Как помочь ребенку из детского дома войти во взрослую жизнь.

Как родить ребенка с помощью астролога.
06.09.2017
Детский шампунь, какой лучше?
06.09.2017

Как помочь ребенку из детского дома войти во взрослую жизнь.

Как помочь ребенку из детского дома войти во взрослую жизнь. Как стать наставником для ребенка из детского дома

Дети в трудной жизненной ситуации и программа наставничества

Дети из детских домов и интернатов, выходя во взрослую жизнь, испытывают огромные трудности. Потребительская позиция, которая годами формируется у ребенка «в системе», мешает научиться жить самостоятельно и стать полноценным членом общества. Помочь детям, оказавшимся в трудной жизненной ситуации, позволяет программа сопровождаемого наставничества «Старшие Братья Старшие Сестры».


Наставник Георгий и Эрик

Волонтер программы становится другом и наставником ребенку и благодаря выстроенному доверию имеет возможность влиять на его мировоззрение. Он выступает в качестве ролевой модели, помогает лучше ориентироваться в реальной жизни.

К детям, живущим в детских домах и интернатах, часто приезжают спонсоры и волонтеры, но такие разовые встречи не могут значительно изменить жизнь ребенка. Именно поэтому основополагающие принципы программы — долгосрочность и регулярность.

Подбор волонтера происходит под конкретного ребенка, исходя из его нужд и задач, которые перед ним стоят. И общение с ребенком носит не стихийный характер, а имеет конкретную цель, которую куратор программы помогает определить волонтеру. Например, повысить финансовую грамотность, научиться самостоятельно передвигаться по городу или более свободно общаться.

Все это простые навыки, которыми семейные дети овладевают в процессе взросления, даже не замечая, как это происходит. В большинстве своем они отсутствуют у детей из детских домов и интернатов. Наставник помогает ребенку приобрести знания, которые помогут во взрослой жизни. И делает это так, что ребенок сам готов учиться.


Наставник Екатерина и Саша

Как наладить контакт с ребенком

Для волонтеров участие в программе — всегда испытание. Не со всеми детьми удается установить контакт сразу, зачастую это требует времени. Рассказывает волонтер программы Екатерина:

— Первые полгода было достаточно сложно найти взаимопонимание с ребенком. Даня более чем демонстративно не шел на контакт: мог крикнуть на меня или не захотеть заниматься тем, что я для него приготовила. Должно было пройти какое-то время, чтобы ребенок начал мне доверять. Я не первый взрослый человек, который к нему приходит, многие потом не возвращаются, так чем я отличаюсь от других? Со временем Данил стал более открытым. Он начал сам рассказывать о таких вещах, которые раньше из него клещами нужно было вытягивать — о школе, о том, как провел время, что делал, о чем мечтал или думал.

Вот что говорит о причинах нежелания ребенка идти на контакт куратор программы сопровождаемого наставничества «Старшие Братья Старшие Сестры» Руслана Яценко:

— Мы работаем с детьми, которые пережили психологическую травму, часто не одну. У многих сформировано базовое недоверие к людям и миру. Это сказывается на способности выстраивать отношения и проявляется в процессе общения.

Первое время любой ребенок взаимодействует исходя из привычного стиля поведения. Он может быть сверхактивным, или общительным, или агрессивным. Общение с ребенком на этом этапе происходит поверхностно. Ребенок не уверен, что это надолго, у него есть ожидание, что человек исчезнет. Только благодаря регулярности встреч и искренней заинтересованности в личности ребенка удается создать предпосылки для формирования доверия к конкретно к этому человеку.

Ребенок понимает, что эти отношения стабильны. Уровень тревоги снижается, и ребенок становится способен на более искренние проявления. По опыту этот процесс занимает от полугода до года, поэтому год — минимальный срок участия в программе, хотя в среднем пара Наставник — Ребенок существует 3,5 года.

Как стать волонтером-наставником

Наставник — это друг, не родитель и не опекун. Наставничество — только дополнительная помощь. Во время участия в программе ребенку из детского дома могут искать семью. Наставник — значимый человек в жизни ребенка, но не главный. Поэтому помимо готовности регулярно посещать ребенка на протяжении минимум года потенциальный наставник должен осознавать и принимать это.

Очень важный фактор, от которого зависит успех пары — это осознанность самого волонтера. Именно поэтому крайне важно исключить попадание в программу наставничества случайных людей. Процесс отбора волонтеров включает глубинное интервью, психодиагностику, тестирование, кандидат в наставники должен принести все необходимые справки. Обучение занимает несколько дней и проходит в виде группового тренинга. На протяжении всего общения куратор программы сопровождает пару наставник-ребенок.

В программе были случаи отказа ребенка от участия. Чаще всего это связано с сильным давлением со стороны волонтера, который пытается навязать свои ценности, например, заставляет учиться. 60% таких пар удается сохранить благодаря комплексной работе с волонтером.

— Сложности бывают в любой паре, — объясняет куратор программы Руслана Яценко. — Залог успеха — готовность наставника работать над отношениями. Когда человек открыт и готов меняться сам.


Наставник Ирина и Рустам

Как меняется жизнь детей и наставников благодаря программе

Наставничество — это всегда индивидуальная история. Волонтер приезжает к одному конкретному ребенку. Понимание того, что конкретно ты кому-то интересен, удивительным образом сказывается на ребенке. Он становится более инициативен и уверен в себе. Рассказывает наставник Екатерина (31 год):

— Моего Младшего зовут Саша, ему 14 лет. Помню первый день нашего знакомства: волновались оба, смущались и приглядывались друг к другу. С каждым разом Саша открывался мне всё больше, и я старалась ничем не нарушить это хрупкое детское доверие. Поначалу он спрашивал, сколько еще детей у меня как у волонтера есть, надолго ли наше общение. И когда я ответила, что он единственный ребенок и я езжу только к нему, предела его радости не было.

Программа рассчитана на то, что у ребенка появляется возможность вместе со своим наставником увидеть мир за пределами интерната, получить новые впечатления.

Наставник Ирина (49 лет, Младшему 10 лет):

— Когда нам разрешили выходить с нашими младшими, одним из первых мероприятий было посещение рыцарского турнира. Я думала, что мальчику это должно быть интересно. И точно. Рустамке понравилось смотреть на бои, разглядывать оружие и примерять доспехи.

Рустамка трогательно ждёт меня, делает маленькие подарки. Бывает, во время прогулки уедет на самокате далеко, а потом требует ответа: волновалась ли я, и почему. Ему важно чувствовать, что нужен, что приходят только к нему. Иногда приношу ноутбук, и ребята собираются посмотреть мультфильм, а Рустам смешно отстаивает своё место рядом со мной.

Самому волонтеру наставничество приносит не меньше пользы, чем ребенку. Для наставника это способ общественной реализации. Волонтеры часто говорят: работая на обычной работе, они понимают, что для мира ничего полезного не делают. Занимаясь социальными проектами, человек получает удовлетворение от осознания того, что делает что-то хорошее.

Наставник Георгий (26 лет, Младшему 17 лет):

— В октябре 2015-го я впервые увидел Эрика, который даже внешне был как-то сжат, забит и пугался любого резкого движения, будто бы ожидая чего-то плохого. Его неуверенность в себе была настолько же сильной, насколько он пытался её скрыть на первых встречах. Из недели в неделю я убеждал мальчика в его собственных возможностях, способностях учиться, дружить и добиваться целей. Мне очень повезло, что он оказался достаточно податлив для этого. Эрик будто ждал кого-то, кто поверит в него.

Подробнее узнать о программе и подать заявку на участие можно на сайте www.nastavniki.org.

Авторская статья
Источник

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *